Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Новости

22.11.2010

Всероссийский профессиональный конкурс "Воспитатель года"

Федина Н.В., заместитель директора по дошкольному образованию
Учреждения РАО "Институт стратегических исследований в образовании",
член Большого жюри первого Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года"

62 региона направили для участия в конкурсе своих представителей - лучших педагогов дошкольных образовательных учреждений, среди которых были не только воспитатели, но и инструкторы по ФК, музыкальные руководители, учителя-логопеды.

По итогам первого тура (творческой презентации и занятия с детьми) в финал вышли 10 участников: Куранов С.В. (Ивановская обл.), Малмыго Н.П. (Москва), Маляшок Ю.А. (Мурманская обл.), Полянских Ю.Н. (Московская обл.), Русанова Е.В. (Республика Удмуртия), Русина Т.А. (Белгородская обл.), Слепцова М.Н. (Республика Саха (Якутия), Степахина И.В. (Рязанская обл.), Теплякова И.А. (Омская обл.), Хасанова Э.Р. (Кировская обл.).

Второй, заключительный тур конкурса проходил в виде "круглого стола" по темам:

1) Компьютеры - важный знак современности. Нужна ли дошкольникам компьютерная грамотность?

2) Возможно ли в современном детском саду следовать принципу "Главное для дошкольника - игра"?

3) Президентская инициатива "Наша новая школа" - в ней не нашлось места дошкольному образованию. Так ли это?

От финалистов требовалось не просто иметь собственное мнение по каждой из предложенных тем, но и уметь аргументированно и содержательно его изложить, а также корректно вести диалог с участниками "круглого стола".

Всех членов Большого жюри (председателем которого являлась Депутат ГД РФ Кузьмичева Е.И.), оценивающих второй тур конкурса, порадовали высказывания финалистов о непреходящем значении игры в жизни современного, подчас перегруженного другими видами деятельности, детского сада. Новое поколение педагогов не сдало позиции лучших отечественных и мировых представителей психолого-педагогической школы. У большинства участников "круглого стола" реплики об игре шли от чистого сердца, финалисты говорили не только о своих воспитанниках, они вспоминали себя, свои домашние, детсадовские и дворовые игры. Кратко и емко по данной теме выступил единственный конкурсант-мужчина С.В.Куранов, который отметил, что социальная успешность начинается с игры: если ребенок добился успеха в игре, значит, и во взрослой жизни он его добьется. Были и высказывания, свидетельствующие о недостаточном понимании педагогами сущности игры. Так, например, одна из участниц поставила на первое место дидактические (обучающие) игры, которые в большей степени влияют на развитие детей, в то время как дидактическая игра, по мнению исследователей детской игры, не является игрой в полном смысле этого слова, в отличие от сюжетных игр и игр с правилами. Другая участница предложила соединять занятия с игрой, что тоже вряд ли правомерно, так как игра - свободная деятельность ребенка, не направленная на достижение видимого результата, в отличие от других видов детской деятельности.

Тема "компьютерной грамотности" оказалась достаточно дискуссионной. В ходе "круглого стола" выяснилось, что в детских садах большинства участников компьютеры не используются, потому что их просто нет. Отсутствие опыта психолого-педагогической работы с использованием компьютеров обусловливало осторожное отношение большинства финалистов к "вхождению" информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование. Многократно упоминались риски от "общения" ребенка с компьютером. Наиболее взвешенной и обоснованной в рамках данной темы оказалась точка зрения представительницы Республики Удмуртия (Ижевск) Русановой Е.В.: для того рядом с ребенком и находятся взрослые, чтобы образовательная деятельность с использованием компьютера была не только занимательной и полезной для развития детей, но и безопасной. Детский сад, в котором трудится Русанова Е.В., располагает соответствующими условиями - "компьютерным классом", что, по-видимому, и позволило участнице "круглого стола" уверенно и убедительно защищать свою позицию в полилоге.

Третья тема - о месте дошкольного образования в "Нашей новой школе" - оказалась провокационной для финалистов. Каждый участник пытался так или иначе обосновать "присутствие" дошкольного образования в данном концептуальном документе. Представительница Мурманской области Маляшок Ю.А. даже подытожила свое выступление словами "Президент всегда прав". Точки над "и" удалось расставить только ведущему "круглого стола" (главному редактору "Учительской газеты" П.Положевцу), который обратил внимание конкурсантов на то, что отсутствие в обсуждаемом документе упоминаний системы дошкольного образования не позволит чиновникам любого уровня планировать и финансово обеспечивать мероприятия, связанные с развитием системы дошкольного образования, в рамках указанной Президентской инициативы.

По итогам трех тем "круглого стола" выявились очевидные лидеры конкурса: Русанова Е.В. (Республика Удмуртия), Хасанова Э.Р. (Кировская обл.) и Маляшок Ю.А. (Мурманская обл.). По сумме баллов первого и второго туров первого Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года" абсолютным победителем конкурса стала Маляшок Ю.А.


Возврат к списку