Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Первый «Совет»

В наших образовательных организациях есть много кабинетов: от кабинета директора до учебных классов, игровых и спортивных помещений…Есть и методические кабинеты, и кабинеты психолога… И все они очень нужны, они служат разному делу, отвечают разным функциям в ОО.

Но нет у нас такого места в наших школах, детских садах, домах творчества, куда бы мы пришли поразмыслить, погрузившись в те или иные проблемы ОО, но не на ходу и в оперативной толчее дел и задач,  а зашли  бы туда обдумать, проникнуться сутью и смыслом происходящего, а возможно, разглядеть связь с  прошедшим и будущим, ощутить  себя рефлексивным практиком (Д. Шон), пытливо пытающимся через опыт своей деятельности заглянуть в тайны наук, связанных с управлением, оставить нужные нам для размышления  закладки в книгах и материалах, составляющих необходимое библио- и веблиографическое  пространство изучаемого.

Вот мы и решили, что восполним недостающий  ресурс тем, что откроем на бескрайних просторах Интернета и в конкретном его месте – на сайте   нашего Института стратегии развития образования РАО  виртуальный кабинет, где мы сможем вести неспешный разговор об управлении образовательными организациями «с чувством,  с толком, с расстановкой». И заглянуть, и зайти в него, и остаться в нем  сможет каждый, кому небезразличны проблемы и кого увлекают задачи управления нашими школами, детскими садами, домами творчества и всеми другими разновидностями образовательных организаций.

И определяя жанр этого нашего  разговора об управлении ОО как повествовательный (повесть. - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя[1]), мы и обратимся к нашим главным героям  - образовательной организации и ее управлению.

Именно благодаря повествовательному жанру мы сможем говорить об управлении «с чувством», поскольку  вкладывая в свои ОО и управление ими столько сил, любви, таланта, видя их проблемы и переживая за их настоящее и будущее, мы не можем оставаться бесчувственными и безучастными. А мне как автору  предлагаемых в нашем разговоре материалов, трудно говорить об управлении ОО без чувств, поскольку почти 15 лет руководства школой оставили  и продолжают оставлять, говоря словами  Е. Гришковца,  «следы на мне».

Говорить об образовательных организациях «с толком» нам необходимо потому, что  только через погружение в смыслы явлений, с которыми мы сталкиваемся в ОО, мы сможем понять  и растолковать сами себе их суть, выделить сущностные  ценностные ориентиры, осознанно, мотивированно и целенаправленно действовать.

Вести такой разговор мы будем «с расстановкой»,  не только расставляя по полочкам существующее в наших управленческих головах нагромождение понятий,  помноженное на сложность задач в наших наисложнейших объектах управления (и речь идет не только об образовательных комплексах, но и малокомплектных школах). Мы будем учиться расставлять акценты на тех позициях управленской деятельности, которые чаще всего скрыты за сонмом дел и забот оперативной деятельности.

Вот так, по-грибоедовски «с чувством, с толком, с расстановкой»,  в тиши нашего виртуального кабинета, не ограничивая себя часами его работы, а заходя сюда, когда  будет для этого желание и возможность, мы будем говорить с управленцами об управлении.

А пока задумаемся о  том, что мы, 24 часа в сутки занимающиеся управлением (ведь думы о нем не отпускают нас ни дома, ни во сне, ни в отпуске), по существу, поговорить по душам и по смыслу об управлении не имеем возможности. На работе – суета сует, оперативная текучка, жизнь в ощущении «белки в колесе»  и груза ответственности, неподдающегося описанию. На курсах – лекции по конкретным актуальным вопросам или общая теория, вызывающая у нас отторжение своим «в облаках витанием». На общих сборах – совещаниях, конференциях, встретив знакомого коллегу, пожалуемся втихомолку друг другу на свою незавидную долю, посочувствуем товарищам  «по горячему цеху», к которым приходила проверка, или по кому прошелся начальственный гнев, и …

…И остаемся один на один с управлением,

-и с тем, которое «над нами»,

-и с тем, которое «под нами».

…И остаемся один на один с нашим пониманием мира управления, в котором путаются мысли о том, каким оно должно быть в идеале, поскольку:

- с позиции начальника возникает один образ, а с позиции подчиненного – другой;

- в теории управление предстает как идеал, где все четко, связно и понятно, а на практике – черт голову сломит, и не знаешь, за что браться;

- по всем закономерностям и «правилам» управления  система создается для  достижения целей, а в реальном мире созданные системы управления уже давно живут, забыв, ради кого и для чего они существуют;

- в мире управления, подчиняющегося экономическим требованиям, результат подсчитывается, а в мире управления, живущего по  законам смысла деятельности (тем более образовательной и педагогической деятельности в ОО), результат обдумывается и рефлексируется;

- в основе эффективного управления заложен принцип компетентности и профессионализма, а в значительном большинстве случаев нашей управленческой практики он сейчас подменяется лишь лояльностью к начальству со всеми вытекающими последствиями;

- управление организацией как живым организмом, тем более образовательной организацией, в которой переплетаются судьбы детей и их родителей (при этом каждый из них имеет свое видение образования и воспитания), и педагогов с разными профессиональными и человеческими мировоззрениями и установками, существенно отличается от «конвейерного» управления  по ежегодному выпуску получивших образование  и «телетайпного» управления, раздающего приказы и инструкции по незамедлительному исполнению…

…И остаемся один на один с  мечтами о том, какой могла бы быть наша образовательная организация, если бы НЕ:

- море и шквал нормативной документации, регламентирующей деятельность ОО;

- удручающий недостаток бюджетного финансирования, который каким-то образом надо пытаться компенсировать за счет «внебюджетки»;

- плачевное состояние материально-технической базы, которая живет по законам «ненасытного зверя», постоянно требуя вложений;

- вечный недостаток в кадрах, а даже если вакансий нет, то недостаток в профессиональных, компетентных кадрах, положиться на которые можно как на самих себя;

- «образовательный контингент», который не соответствует высоким требованиям к качеству образования;

- «террариум единомышленников» вместо слаженно действующего педагогического оркестра;

- вечно недовольные всем и вся родители, которые никогда не понимают, как трудно сейчас работать в ОО; 

- сонм проверяющих и проверок, в ожидании, проведении и «зализывании ран» от которых проходит управленческая жизнь;

- смутное понимание стратегии образования и постоянные реформы, когда, не закончив очередную «модернизацию», надо успевать рапортовать об успешности  нашей образовательной организации в выполнении нового этапа новой реформы…

…И остаемся один на один со смелыми  мыслями о том, а возможно ли изменить управление, да так чтобы оно:

- перестало  быть насквозь пропитанным бюрократией;

- обретало человеческое лицо;

- развивало самостоятельность в людях, мотивировало их к деятельности, а не принуждало в силу необходимости должных инструкций и распоряжений;

- формировало  чувство сообщности в процессе совместной деятельности так, чтобы по-мушкетерски «один за всех, и все за одного» и порождало бы настоящую коллективную ответственность;

-реально объединяло бы в себе и единоначалие, и коллегиальность, которые на практике сосуществуют, говоря словами А.С. Пушкина,  как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой»;

-направляло образовательную организацию на достижение новых вершин и при этом соблюдало правило: «прежде чем карабкаться по лестнице, всем хотелось бы понимать, к той ли стенке она приставлена»…

…И остаемся один на один с осознанием, что, несмотря на годы или десятилетия управленческой практики за плечами, несмотря на сотни и тысячи решенных управленческих проблем и задач, каждый из нас продолжает сталкиваться с ситуациями, когда имеющийся опыт применения ресурсных и технологических решений не срабатывает, и все чаще  нам приходится решать, говоря словами А.Н. Леонтьева, «задачи на смысл», ответов на которые в наших «управленческих решебниках»  нет.

И в поисках этих смысловых открытий и решений мы обращаемся к книгам, пособиям, лекциям. Есть ли в теории ответы на интересующие нас глубокие смысловые вопросы управления? Как бы хотелось однозначно ответить: есть! В реальности же  поиск ответов занимает огромное количество времени и требует серьезной подготовки.

Нам, практикам, окунающимся в сонм научной и методической управленческой литературы, хорошо известно состояние, когда вера в то, что в книгах, пособиях и статьях  мы обязательно найдем ответ на интересующий нас вопрос, увядает и исчезает с увеличением количества прочитанного.

Очевидно, прав Л.С. Выготский,  что мы, не обладая необходимой методологической подготовкой, ищем не то,  не там и не так.  Но главное все же,  что мы ищем ответы на важные для нас  в управлении вопросы.  И чтобы облегчить нам этот многотрудный поиск  и «увидеть свет в конце тоннеля»,  мы и начинаем разговор об управлении.

Готовых ответов нет, да и, очевидно, не может быть. Мы будем идти по пути рассуждения,  размышления и осознания действительности и проблем, стоящих перед управлением.

Осознание невозможно без новых знаний в области методологии, теории управления и менеджмента. Погружаясь в основы методологии и теории, открывая «ворота научных понятий»,  мы будем искать ответы на вопросы нашей практической управленческой деятельности.

Именно так, благодаря методологии управленческая деятельность станет для нас в нашем общем разговоре и предметом осознания, и предметом изучения и обучения,  и предметом рационализации[2] и изменения управления в образовательных организациях. 


 [1] http://literary_criticism.academic.ru/262/повесть


[2]  Рационализация (от латинского rationalis - разумный, ratio - разум) - усовершенствование, введение более целесообразной организации чего-либо.// http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/40250